История Артспецшколы

Пусть тот, кто бесстрашен и молод,
Кто любит советский народ,
Пусть с первых рядов комсомола
К орудиям грозным встает.

Неувядаемой славой покрыли знамена своих частей воины Красной Армии и Флота в сражениях минувшей войны. В бесконечном ряду бессмертных героев Великой Отечественной есть учащиеся, командиры и выпускники11-й Ростовской артиллерийской спецшколы, сформированной в нашем городе в 1938 году.

Трудно себе даже представить, какой популярностью и уважением пользовался военный люд в ту пору у населения страны. И ростовчане в этом ни в чем не уступали жителям других городов. «Спецы», как повелось с тех пор именовать в ростовском народе учащихся новой школы выделялись завидной, по тем временам, образованностью. Да это так. В то время в артиллерийские училища принимали только со средним образованием. Тогда среднее образование имели немногие. Ведь только полтора десятка прошло после окончания разрушительной Гражданской войны. Из поголовно безграмотной царской России за столь короткий срок сделать страну с высоким уровнем развивающегося семимильными шагами образования было трудно, но усилия прилагались невиданные.

Жизнь, её уклад, нормы, ценности, мораль круто изменились. Но какие бы катаклизмы не сотрясали нас, многие ростовчане, как и раньше, делают свой выбор. Их выбор - это служение Родине. Низкий поклон и сердечное им спасибо!

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ВОЕННО-УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«РОСТОВСКАЯ АРТСПЕЦШКОЛА № 11» (РАСШ №11)

В Российской империи в течение длительного времени создавалась, отлаживалась и совершенствовалась система раннего воинского воспитания, начало которой положил Петр I в 1701 году созданием школы Математицких и Навигацких наук. Военные школы для мальчиков, в основном - солдатских детей и сирот, создавались по царским указам в крупных городах и при воинских гарнизонах.
При этом следует учесть, что начальное образование в стране оставалось в руках церкви, которая, конечно, не могла, да и не стремилась, удовлетворять растущие запросы армии и флота в образованных людях. Поэтому создалось довольно парадоксальное положение:
обучение за государственный счет в России началось не с общеобразовательных школ, а с военных. В 1731 году была, наконец, найдена более удачная форма для таких учебных заведений, которые, говоря современным языком, можно назвать как "закрытые средние общеобразовательные учебные заведения с военным уклоном". Такой формой явились кадетские корпуса Пруссии, учрежденные там еще в 1653 году.

Советскому правительству пришлось в ходе продолжающейся войны разрушить все структуры старой армии и взамен ее создать новую, для защиты страны уже с другим государственным устройством. Нужно было срочно создавать командные кадры для этой новой армии из людей, безоговорочно преданных новой власти. Приказом Наркомвоена Л.Д.Троцкого №130 от 14 (27) февраля 1918 года было объявлено об открытии первых тринадцати советских военно-учебных заведений - курсов по подготовке командного состава РККА.
С окончанием в 1922 году Гражданской войны возникла необходимость перестройки системы подготовки военных кадров применительно к мирным условиям. Эта перестройка происходила в соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны от 19 января 1921 года и завершилась в 1925 году.

За это время осуществился переход от системы краткосрочных командирских курсов к военным школам среднего комсостава. Выработался единый тип военно-учебных заведений по родам войск с трехгодичным сроком обучения. Эти школы просуществовали до конца 20-х - начала 30-х годов, после чего начали упраздняться ввиду возросшего уровня общеобразовательной подготовки молодежи, годной к поступлению в военные училища.
Участие России в Первой мировой войне, военная иностранная интервенция, Гражданская война привели к усиленному оснащению Красной Армии новой, все более мощной боевой техникой. За период первой пятилетки удельный вес артиллерии, авиации и бронетанковых войск поднялся с 20% до 35%. Численность Красной Армии в 1933 году составила 600 тысяч человек. Основным источником пополнения.

Красной Армии и Красного Флота командным, начальствующим и политическим составом в этот период являлись военно-учебные заведения, которые были значительно расширены. В 1937 году военные школы преобразуются в училища, срок обучения в которых сокращается до двух лет, а их штаты расширяются почти вдвое. К сентябрю 1939 года число обучающихся в военных училищах достигло 78 тыс. человек. За три предвоенных года военные училища окончили 48 тыс., а войсковые курсы - 80 тыс. командиров. Подготовку кандидатов в военные училища артиллерии начали осуществлять специальные средние школы, созданные в системе Наркомпроса.

Идея воссоздания подготовительных военно-учебных заведений по образцу кадетских корпусов в новых условиях была подсказана К.Е.Ворошилову заместителем начальника артиллерии РККА3 комкором (впоследствии генерал-полковником) Владимиром Давыдовичем Грендалем (1884-1940), очень много сделавшим для организации обучения артиллерийских кадров всех степеней.

По решению Правительства от 5 мая 1937 года Ростовская школа Наркомата просвещения в экспериментальном порядке приступила к обучению юношей 8-10 классов по специальной программе, согласно которой математика, физика, химия, черчение и военное дело изучались приближенно к программам военных училищ. Школа комплектовалась учащимися, которые успешно окончили 7 классов и были годны по состоянию здоровья для поступления в военные училища. В соответствии с Положением о специальных школах их выпускники могли после 10 класса поступать в любое военное училище. Однако уже в ноябре 1937 года в Положение было внесено уточнение, по которому все спецшколы становились артиллерийскими, а их выпускники шли на комплектование артиллерийских училищ.

В 1940 году, когда артиллерийские спецшколы выявили все положительные стороны такой формы подготовки молодежи к кадровой военной службе, особенно в войсках, оснащенных сложной военной техникой, были созданы в дополнение к артиллерийским 20 спецшкол ВВС и 7 спецшкол ВМФ. Спецшколы ВМФ просуществовали до 1943 года, после чего они были преобразованы в подготовительные училища ВМФ. Спецшколы ВВС были расформированы в 1955 году.
Постановлением №452 от 9 апреля 1938 года Совнарком утвердил новое Положение о спецшколах, которое действовало без изменений до их реорганизации в 1946 году. Ниже приводится его полный текст.

 
Учащиеся 10а класса Ростовской специальной артиллерийской школы (РСАШ) № 11,
сфотографированные на фоне школьного знамени за хорошую учебу, дисциплину и активное участие в общественной жизни

ПОЛОЖЕНИЕ
О специальных школах народных комиссариатов просвещения РСФСР и УССР

  • Специальные школы народных комиссариатов просвещения РСФСР и УССР предназначаются для комплектования лицами, окончившими эти школы, артиллерийских училищ Народного Комиссариата Обороны.
  • Спецшколы Наркомпроса комплектуются из числа политически проверенных учащихся средних школ мужского пола:
    а) окончивших отлично неполную среднюю школу (семилетку);
    б) окончивших "отлично" или "хорошо" 8 классов полной средней школы;
  • Специальные школы имеют 8-е, 9-е и 10-е классы средней школы.
  • Математика, физика, химия, черчение, рисование и военное дело преподаются в школах по программам и учебникам, приспособленным к программам артиллерийских училищ НКО. Остальные предметы преподаются по общим программам и учебникам средних школ.
  • В школах создаются военные кабинеты с образцами артиллерийского и прочего вооружения.
  • В школы назначается лучший преподавательский состав с высшим педагогическим образованием, в том числе и из лиц командиров запаса артиллерии. Для руководства военной и политической работой назначаются помощники директоров школ по политической части и военные руководители из числа лиц кадрового политического и командного состава.
  • Переводные и выпускные испытания учащихся специальных школ проводятся в присутствии преподавателей артиллерийских училищ по назначению начальника артиллерии РККА.
  • Все учащиеся специальных школ носят присвоенную им форму одежды.
  • Спецшкольники живут по общему школьному уставу.
  • Правила внутреннего распорядка" утверждаются Народным Комиссаром Просвещения РСФСР и УССР по согласованию с Народным Комиссаром Обороны СССР.
  • Летние каникулы учащиеся проводят в специальных лагерях. Руководство лагерями и содержание учащихся - за счет Наркомпросов РСФСР и УССР.
  • Все окончившие специальные школы получают аттестат зрелости и распределяются начальником артиллерии РККА с участием представителя Наркомпроса РСФСР по артиллерийским училищам.
  • По окончании специальных школ учащиеся с оценками "отлично" и "хорошо" имеют преимущественное право поступления в артиллерийские училища повышенного типа без испытаний.
  • Окончившие артиллерийское училище производятся в лейтенанты и направляются в РККА на строевые артиллерийские командные должности.
  • При наборе слушателей в Артиллерийскую Академию оказывать преимущества тем из прошедших специальную школу товарищам, которые окончили артиллерийское училище с оценками "отлично" или "хорошо" и которые прошли строевую службу в продолжение двух лет с отличной аттестацией. Такие товарищи принимаются в Артиллерийскую Академию:
    а) на первый курс командного факультета и на второй курс инженерного факультета - без испытаний;
    б) на второй курс командного факультета и на третий курс инженерного факультета - по испытаниям в объеме первого курса командного факультета или второго курса инженерного факультета соответственно.
  • Все окончившие Артиллерийскую Академию бывшие воспитанники специальных школ Наркомпроса, прослужившие до поступления в Академию 3 года на строевых должностях, получают воинское звание на 1 ступень выше, чем остальные.

В 1938 году в СССР уже действовали 17 специальных артшкол, которые приняли в свои стены более 8 тысяч юношей, откликнувшихся на призыв секретаря ЦК ВЛКСМ А.В.Косарева "Молодежь, в артиллерию!". Каждой школе был присвоен свой номер. Так, первые пять школ находились в Москве, с шестой по десятую - в Ленинграде, одиннадцатая - в Ростове-на-Дону, двенадцатая и тринадцатая - в Киеве, четырнадцатая и пятнадцатая - в Харькове, шестнадцатая - в Одессе, семнадцатая - в Ереване. Желающих попасть в спецшколы оказалось очень много - молодежь влекла романтика военной службы, чувство долга по защите Отечества.

Специально созданные комиссии проверяли знания абитуриентов по всем общеобразовательным дисциплинам, прежде всего - по математике, физике, химии и иностранному языку. Помимо прохождения медицинской комиссии, каждый поступающий должен был продемонстрировать свою физическую подготовку на спортивных снарядах. Высоко оценивалось наличие спортивных значков: "Готов к труду и обороне", "Ворошиловский стрелок", "Осоавиахим", «Ворошиловский всадник» и других.

Одна из учебных групп РСАШ №11 на Ростовском ипподроме, 1940 год

Учитывался и интеллектуальный уровень будущих командиров - артиллеристов. Каждый поступающий должен был заполнить анкету, которая хранилась в его личном деле до окончания школы. По ней велась проверка абитуриентов органами НКВД.

  • Фамилия, имя, отчество.
  • Год, месяц и число рождения, и какой местности уроженец.
  • Национальность, родной язык и какими языками владеете еще.
  • Гражданство (подданство) в настоящее время и раньше.
  • Если член ВЛКСМ, то указать, с какого времени; № билета, и какой организацией выдан.
  • В какой школе обучался, и какой класс окончил.
  • Социальное положение родителей.
  • Основная профессия родителей (отца и матери):
    а) до Октябрьской революции;
    б) в настоящее время.
  • Какое имущественное положение родителей:
    а) до Октябрьской революции;
    б) после Октябрьской революции (отец и мать);
    в) состоят ли в колхозе, и с какого времени.
  • Где в настоящее время проживают родители, и чем они занимаются.
  • Лишены ли в настоящее время по суду, или лишались ранее Ваши родители или ближайшие родственники избирательных прав, за что, когда и где. Их фамилии.
  • Принадлежали ли Ваши родители или ближайшие родственники к оппозиции и антипартийным группировкам.
  • Перечислите родственников и знакомых, проживающих вне пределов СССР. Какую Вы или Ваши ближайшие родственники имеете с ними связь.
  • Ваш точный адрес последнего местожительства (область, край, район, город, село или деревня).
    ________________Подпись учащегося __________________Подпись родителей

Едва ли у кого-нибудь из спецшкольников сохранились в памяти эти анкеты. Молодежь стремилась к подвигам, к героическим свершениям. Их умы будоражили перелет через Северный полюс Чкалова, эпопея челюскинцев ...

Учиться в спецшколах было нелегко. Каждый день был расписан по минутам. Кроме обычных школьных предметов изучались военные уставы, основы артиллерийской стрельбы, материальная часть орудий и приборов, по несколько часов в неделю проводились занятия строевой и физической подготовкой. 1 мая и 7 ноября спецшколы были участницами военных парадов, а 1 сентября - в Международный юношеский день, вливались в колонны демонстрантов.

Спецшкольники или "спецы", как они себя называли, носили особую форму одежды: артиллерийскую армейскую фуражку со звездой, темно-зеленый китель под ремень, темно-синие брюки с красным кантом, черные ботинки. Шинель была серая, офицерского покроя, зимним головным убором служил шлем - "буденовка". ("Буденовкой" он стал называться потому, что первыми его стали носить кавалеристы конной армии С.М.Буденого.) Повседневную летнюю форму составляли: защитного цвета гимнастерка и брюки навыпуск, пилотка. В выходную летнюю форму входили: белая гимнастерка и синие брюки, на фуражку полагался белый чехол. На вороте кителя, гимнастерки и шинели были пришиты черные суконные петлицы с артиллерийской эмблемой и номер спецшколы с буквами "СШ".

Вся школа составляла артиллерийский дивизион, в котором около 500 учащихся были разделены на три батареи. Десятые классы именовались первой батареей, девятые - второй и восьмые - третьей. В каждой батарее было по 5-6 классов, называвшихся взводами. Каждый взвод (25-30 человек) состоял из трех отделений. При выпуске учеников первой батареи вторая становилась первой, третья - второй, а третьей батареей становились вновь набранные классы.

Из числа лучших учащихся, обладающих командными данными, назначались командиры отделений, помощники командиров взводов, старшины батарей, заместители политруков батарей и дивизиона. Командирами взводов и батарей сначала назначались классные руководители из преподавательского состава, которые были чисто гражданскими людьми. И только командир дивизиона (он же военрук) и политрук дивизиона7 были кадровыми военными. Гражданскими были и директора школ.

Спецшколы укомплектовывались лучшими педагогами тех городов, где они располагались.

Распорядок дня в спецшколах регламентировался общим школьным уставом и "Правилами внутреннего порядка в специальных средних военных школах".

По окончании программы учебного года спецшкольники второй и третьей батарей выезжали на 45-дневные лагерные сборы, во время которых практически осваивали артиллерийское и стрелковое оружие вплоть до проведения учебно-боевых стрельб. Там проводились занятия на местности по тактике и военной топографии. Жили в палатках.

На время лагерных сборов номер спецшколы становился номером дивизиона общелагерного сбора спецшкол.

 

Приближение войны чувствовалось всеми. И хотя она воспринималась как неизбежное зло, настроение людей было весьма оптимистичным. Предполагалось, как пелось в популярных песнях и показывалось в кинофильмах, что в случае нападения врага, он будет отброшен и уничтожен могучим ударом Красной Армии. С началом войны были случаи побегов спецшкольников "на фронт", так как ребята боялись, что немцев разобьют так быстро, что они не успеют повоевать. Но "блицкриг" не получился ни у одной из сторон. Действительность опрокинула все расчеты. Для нашей страны эта война обернулась тяжелым испытанием, длившимся четыре с половиной года.

В начале июня 1941 года спецшкольники, окончившие 8 и 9 классы, были уже в лагерях. В городе остались только "спецы" первых батарей, сдававшие выпускные экзамены за 10 класс. Учащиеся спецшкол, вернувшись из лагерей уже после начала Великой Отечественной войны, приняли деятельное участие в подготовке своих городов к обороне - вместе с взрослыми рыли противотанковые рвы, а с началом бомбардировок дежурили на крышах, борясь с зажигательными бомбами, несли патрулирование в городе.

 

К осени началась эвакуация спецшкол из западных областей подальше от приближающегося фронта, где они продолжили свои занятия. Программа обучения оставалась п

режней, проводились и летние лагерные сборы, хотя теперь все это было связано со значительными трудностями. Ростовские "спецы" попали в Красноярский край.

 

Учащиеся, окончившие артспецшколы, приходили в артиллерийские училища со знанием уставов Красной Армии, основ воинской службы, устройства и действия артиллерийских орудий, стрелкового оружия, приборов, правил стрельбы наземной артиллерии и других премудростей армейской службы. По сравнению с курсантами, окончившими 10 классов в обычной средней школе, "спецы" были намного лучше подготовлены к изучению на более высоком уровне не только военных предметов, но и общеобразовательных дисциплин. Кроме того, они выделялись физическим развитием, дисциплинированностью и крепкой товарищеской сплоченностью. Пройдя ускоренный курс обучения (3-6 месяцев вместо 2 лет), выпускники училищ направлялись на фронт.

В конце 1943 года в армии вместо знаков различия на петлицах были вновь введены погоны. В отношении учащихся спецшкол (к тому времени открылись также спецшколы ВМФ и ВВС) был отдельный приказ.

Приказ Народного Комиссара Обороны СССР № 307 26 октября 1943 г. г.Москва

Содержание: о форме одежды для учащихся специальных военных средних школ Наркомпросов Союзных республик. В соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 9 апреля 1938 г. за №452 и от 6 ноября 1940 г. за №2276 10 "Об организации специальных военных средних школ Наркомпросов Союзных республик" с 01 января 1944 г. перейти на ношение погонов новой формы одежды.
Разрешить преподавательскому составу, не имеющему воинских званий, ношение указанной военной формы, но без погонов.
Нарком И.В.Сталин

 

В трудное военное время возникли проблемы с продовольствием, и страна вновь перешла на карточную систему. В качестве примера, как решался этот вопрос для спецшкол, приведем письмо заместителя Наркома просвещения СССР генерал-майора Борисова от 14 апреля 1943 г. начальникам спецшкол: "Препровождаю копию приказа Наркома торговли СССР №176 от 07 апреля 1943 г. "Об установлении норм питания для учащихся специальных военных школ, находящихся в ведении Наркоматов просвещения союзных республик" для руководства в деле снабжения из государственных фондов продуктами питания учеников.

Одновременно сообщаю, что в норму входят следующие продукты питания:

  • хлеб - 800 гр. (в день)
  • мясо - рыба - 2200 гр. (в месяц)
  • жиры - 700 гр. (в месяц)
  • крупа - макароны - 2700 гр. (в месяц)
  • сахар - 500 гр. (в месяц).

Прочие продукты - по существующим нормам в области, крае, АССР".

Конечно, молодому, растущему организму требовалось больше. Чтобы иметь какую-то прибавку к пайку, спецшкольники помогали колхозникам в уборке урожая, в других работах, рубили уголь в шахтах, трудились на заготовке дров для отопления занимаемых помещений.

И все-таки, при таком питании можно было жить, учиться и напряженно работать. Набор учеников в восьмые классы, а также пополнение девятых и десятых классов в 1942-1943 годах производились как на новом месте дислокации спецшкол, так и в других городах, для чего там были созданы специальные приемные комиссии. Многие "спецы" горели желанием поскорее попасть на фронт. В ряде случаев их просьбы удовлетворялись. Причем, в отношении школьников, достигших к окончанию школы призывного возраста (в 1939 г. призывной возраст был понижен с 19 лет до 18), было принято такое решение:
"Учащимся 10 классов 1925 года рождения, призванным в 1942-1943 гг. в ряды Красной Армии, выдать аттестаты об окончании средней школы без испытаний, руководствуясь оценками за первое полугодие 1942-43 учебного года, а по арифметике, конституции, географии, естествознанию и рисованию - за соответствующие классы".

Воевали спецшкольники мужественно, смело, проявляя в бою находчивость и самоотверженность. Об этом можно много писать, но приведем несколько примеров.

Орехову Сергею Яковлевичу, выпускнику РСАШ № 11, старшему лейтенанту, командиру огневого взвода за боевые подвиги 29.08.1944 г. присвоено звание «Герой Советского Союза».

 

Мыльникову Сергею Васильевичу, выпускнику РСАШ № 11, майору, командиру 3-го дивизиона 969 Пражского ариллерийского полка 60-й стрелковой дивизии 24.03.1945г. присвоено звание «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

 

Штанько Степану Федотовичу, выпускнику РСАШ № 11, гвардии старшему сержанту, командиру 6-й батареи гвардейского корпусного арт.полка 16.05.1944 г. присвоено звание «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

 

В феврале-августе 1944 года была проведена реэвакуация - спецшколы вернулись на свои прежние места. И, наконец, наступил долгожданный день Победы. Жить стало легче, но не сразу. Надо было восстановить все, что было разрушено войной. Армия по-прежнему оставалась в центре внимания Советской власти. За чистоту ее рядов органы НКВД начинали бороться уже в военных спецшколах. Письмо Наркома просвещения РСФСР от 30 мая 1945 года:
"При комплектовании специальных военных средних школ приему в число учащихся не подлежат лица, имеющие родственников за границей, а также родственники которых репрессированы органами Советской власти.
В отношении юношей, чьи родственники или они сами проживали на временно оккупированной немецкими захватчиками территории, следует до их зачисления в число учащихся тщательно проверять через органы НКВД".

Это письмо говорит о многом, но в частности и о том, что армию готовили к решению новых задач. С окончанием войны спецшколы выполнили свое предназначение, им на смену шли другие, более совершенные виды подготовительных военно-учебных заведений.

Музыкально-хоровой кружок РАСШ № 11, 1945 год

Приказ Министра просвещения №1145 от 20 июля 1946 года:

"Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 10 июля 1946 года "Об организации артиллерийских подготовительных училищ в системе Министерства Вооруженных Сил СССР" приказываю:

С 15 июля по 01 августа с.г. передать 1-5-ые Московские артспецшколы, 8-ую Ижевскую (б.Ленинградскую), 9-ую Ленинградскую, 11-ую Ростовскую, 13-ую Бузулукскую (б.Киевскую) в ведение Министерства Вооруженных Сил СССР.

Переменный и постоянный состав передать:
а) из 1-ой и 2-ой Московских артспецшкол - 1 Московскому артиллерийскому подготовительному училищу;
б) из 3-ей и 5-ой Московских артспецшкол - 2 Московскому артиллерийскому подготовительному училищу;
в) из 4-ой Московской - Минскому артиллерийскому подготовительному училищу;
г) из 8-ой Ижевской и 13-ой Бузулукской - Сталинскому артиллерийскому подготовительному училищу;
д) из 9-ой Ленинградской - Ленинградскому артиллерийскому подготовительному училищу;
е) из 11-ой Ростовской - Ростовскому артиллерийскому подготовительному училищу".

Таким образом, из двенадцати сохранившихся артспецшкол было создано десять артподготовительных училищ МО СССР. Из 11-й РАСШ сформировалось РАПУ.

... В Москве, около метро "Кропоткинская", в тихом Чертольском переулке стоит памятник14 - в массивной гранитной плите вырублены в полный рост фигуры офицера, четырех юношей в военной форме и подростка. На граните надпись: "Воспитанникам специальных артиллерийских школ, проявившим мужество и героизм в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". К сожалению, нет подобного памятника в нашем городе.