Инновационная деятельность

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение, изменение,  обновление) деятельность по созданию, освоению,  использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.

Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах  обучения  и воспитания.

Различаются следующие новшества:

  • по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе);
  • по глубине преобразований (модифицирующие - обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов;  радикальные – принципиально новые);
  • по масштабности ( локальные - частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем школы; системные – перестройка всей школы на основе новой идеи);
  • по ресурсоемкости (объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения);
  • по уровню разработанности (полностью  подготовленные – прошедшие апробации  и недостаточно подготовленные новшества).

Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
  • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы  школы.

Направления инновационной деятельности:

  • совершенствование содержания образования;
  • изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
  • создание системы работы с одаренными детьми;
  • совершенствование системы управления;
  • информатизация образовательного процесса.

Инновационная деятельность в лицее реализуется в рамках муниципальных, региональных, пилотных и опытно-экспериментальных площадок, инновационных проектов, творческих лабораторий:

·       Проект «Мозаика культур»: преподавание истории и обществознания в поликультурном обществе (приказ № 2083 МО и ПО РО от 27.09.2006) реализуется с 2006 года и нацелен на развитие у обучающихся навыков, необходимых для жизни в поликультурном обществе, таких как толерантность, уважение ко всем культурам, способность выявлять стереотипы и предрассудки и успешно противостоять им.

Проект «Мозаика культур» интегрирован в содержание учебного предмета «Обществознание» за счет 1 часа лицейского компонента. Задачи курса реализуются не только через обновление содержания обществоведческого образования, но и через использование инновационных методов преподавания, ориентированных на активное и интерактивное обучение, на формирование у обучающихся умений и навыков жизни в поликультурном обществе.

·       Региональная пилотная площадка по апробации УМК по математике нового поколения (авторы:Г.К. Муравин, О.В. Муравина) (приказ № 515 МО и ПО РО от 14.03.2008).

Проект направлен на развитие личностных качеств лицеистов средствами математики для полноценной жизни в современном обществе и подготовки его к продолжению образования.

·       Региональная пилотная площадка по апробации учебников по истории России и обществознанию издательства «Просвещение» для обучающихся 11 классов. (Приказ МО и ПО РО № 1563 от 06.06.2008)

Цель: определение особенностей конструирования содержания школьных курсов истории и обществознания в условиях перехода на государственные образовательные стандарты второго поколения. В рамках реализации программы областной пилотной площадки по апробации учебников издательства «Просвещения» по истории России и обществознанию для обучающихся 11-х классов в 2009-2010 году были существенны следующие мероприятия:
- Проектирование учебных занятий на основе использования активных и интерактивных методов преподавания.
- Участие в работе методических семинаров на базе ИПК и ПРОв рамках реализации областной пилотной площадки, представление собственного опыта работы, участие в обмене мнениями.
- Реализации модели апробации курса «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» в рамках дополнительных образовательных услуг. Разработка тематического планирования с учетом методических особенностей курса.

·       Инновационный проект: «Развитие универсальных учебных действий младших школьников во внеучебной деятельности» (приказ 1619 МО и ПО РО от 15.09.2009) направлен на апробацию ФГОС начального общего образования и требований к уровню освоения образовательных программ.

В организации педагогического процесса педагоги используют современные технологии личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные технологии.Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых информационных и коммуникационных технологий. Информационные ресурсы Интернета широко применяются педагогами лицея на уроках. Интернет действительно стал доступным для организации образовательного процесса. Использование Интернет ресурсов повышает уровень проведения занятий, мотивацию учащихся к обучению, улучшает качество знаний.

·       Муниципальный пилотный проект «Новые технологии в образовании» (Приказ МУ «Управление образования г. Ростова-на-Дону» № 678 от 15.10.2010)направлен на повышение качества образования на основе модернизации материально-технической базы учебных кабинетов физики, химии, биологии, внедрения учебного оборудования нового поколения, современных педагогических технологий.

·       Региональная инновационная площадка «Сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования в целях сохранения здоровьесберегающей среды» (приказ № 1038 от 31.12.2010) реализуется в лицее с 2010 года и направлена на формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся, расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром.

·       Региональная пилотная площадка по апробации УМК по раннему обучению химии основной школе
Автор: Габриилян О.С., издательства «Дрофа» (Приказ №1619 МО и ПО РО от 15.09.2009г)
Цель: поддержка и стимулирования общественно-значимой инновационной образовательной и управленческой деятельности

·      Муниципальная пилотная площадка «Проектирование сетевого образовательного кластера с целью повышения качества муниципальной системы образования г. Ростова-на-Дону» (приказ № 695 МУ «Управление образования города Ростова-на-Дону» от 05.09.2011г.)
Цель: повышение качества муниципальной системы образования г. Ростова-на-Дону.

·      Региональная пилотная площадка «История древнего мира» 5 класс автор Уколова В.И.) (Приказ № 642, МО и ПО РО от 11.07. 2012г.)

·      Присвоение статуса «муниципальных методических ресурсных центров» образовательным организациям (приказ № 731 МО и ПО РО от 27.11.2014).

Цель: обеспечение практической направленности организации повышения квалификации педагогических  кадров, обобщения инновационного опыта и его распространения в массовой педагогической практике.

·       Присвоение статуса  стажировочной площадки на период с 2014-2016 годы (приказ № 359 МО и ПО РО от 30.05.2014г.)

Цель: использование при реализации актуальных направлений региональной политики в области образования инновационного потенциала сформированных информационно-технологических и кадровых ресурсов региональной стажировочной и муниципальных базовых площадок.

·       Региональная пилотная площадка «Система внутреннего мониторинга качества профильного образования»  (приказ № 322 МО и ПО РО от 20.05.2014г.)

Цель: создание условий для реализации инновационных проектов и программ.

·       Региональная пилотная площадка по апробации учебника «История» 8 класс, линия «Сферы», издательство «Просвещение» (приказ № 474 МО и ПО РО от 26.06.2015г.)

Цель: создание условий для реализации инновационных проектов и программ.

Инновационные проекты

Цель: обеспечение дальнейшего развития инновационной деятельности и повышения качества муниципальной системы образования г. Ростова-на-Дону.

1.Муниципальный пилотный проект: «Сбережем русский язык, сохраним духовность россиян и культуру России (реализация национальной программы поддержки и развития чтения, библиотек)» (Приказ № 729 от 19.10.2012г. Управление образования города Ростова-на-Дону)

2. Муниципальный пилотный проект: «Модели профильного обучения и предпрофильной подготовки. Поиск оптимальных путей и средств повышения их эффективности» (Приказ №729 от 19.10.2012г. Управление образования города Ростова-на-Дону)

3. Муниципальный пилотный проект: Предшкольное образование детей (Приказ №729 от 19.10.2012г. Управление образования города Ростова-на-Дону)

4. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов как ресурс повышения качества образования в условиях модернизации (Приказ №729 от 19.10.2012г. Управление образования города Ростова-на-Дону)

5. Создание системы информационного и научно-методического обеспечения инновационного управления образованием в условиях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Приказ №729 от 19.10.2012г. Управление образования города Ростова-на-Дону)

6. Молодые учителя – лидеры в образовании (Приказ №729 от 19.10.2012г. Управление образования города Ростова-на-Дону)

План работы в составе Школьной лиги Роснано

Творческая лаборатория

1. «Педагогическая ИКТ-компетентность учителя – необходимое условие современного образования» (Приказ № 439 от 02.07.2012г. Управление образования города Ростова-на-Дону)