Инновационная деятельность

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение, изменение,  обновление) деятельность по созданию, освоению,  использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.

Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах  обучения  и воспитания.

Различаются следующие новшества:

  • по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе);
  • по глубине преобразований (модифицирующие - обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов;  радикальные – принципиально новые);
  • по масштабности ( локальные - частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем школы; системные – перестройка всей школы на основе новой идеи);
  • по ресурсоемкости (объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения);
  • по уровню разработанности (полностью  подготовленные – прошедшие апробации  и недостаточно подготовленные новшества).

Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
  • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы  школы.

Направления инновационной деятельности:

  • совершенствование содержания образования;
  • изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
  • создание системы работы с одаренными детьми;
  • совершенствование системы управления;
  • информатизация образовательного процесса.

 

В лицее разработана и успешно реализуется инновационная образовательная и управленческая  модель «Интеграция образовательных систем – путь повышения качества образования», в основе которой лежит идея комплексного обучения, где  интеграции – как  важный дидактический принцип, определяющий организацию образовательных систем. Интегративный подход признается  сегодня главенствующим при решении разнообразных и разномасштабных социальных проблем.

Интеграция общего образования, дополнительного образования и образовательного потенциала социума ведет к созданию новой образовательной среды  (интегративной, развивающей, корпоративной), в которой действует, живет, творит и учится ребенок.

Основными задачами управления функционированием и развитием лицея являются:

  • Формирование модели управления на основе интегративно-вариативного подхода, инновационного менеджмента, принципов социального проектирования различных моделей социального партнёрства в условиях государственно-общественного управления 
  • Организационное обеспечение функционирования модели «лицей – колледж – вуз».
  • Обновление содержания образования на основе реализации принципов предпрофильного и профильного обучения.

Данная модель транслируется слушателям курсов повышения квалификации (руководителям органов управления образования, директорам и заместителям директора  образовательных организаций), участникам Президентской программы подготовки управленческих кадров, участникам стажировок, осуществляемых в рамках профессиональной переподготовки.

За период с 2013 по 2018 год лицей организовал и провел более 30 стажировок

На базовой площадке проходят стажировку педагогические и руководящие работников  Ростовской области, Республики Крым, Республики Адыгея, Республики Калмыкия, Республики Кабардино-Балкария, Краснодарского и Ставропольского краев, городов Севастополь и Санкт-Петербург.

Лицей является участником регионального проекта «Школа эффективного управления», работает по проблеме «Многофакторный мониторинг качества образования».

Получение статуса муниципального методического ресурсного центра стало результатом активной инновационной деятельности лицея в образовательном пространстве города Ростова-на-Дону и Ростовской области.

 

 

Сведения об экспериментальных, пилотных площадках, инновационных проектах МАОУ «Лицей № 11»

 

1. Муниципальный методический ресурсный центр, (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области  №731 от 27.11.2014 г.) 

Ответственный за реализацию  Третьяков Н.В. заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания.

Участие в работе муниципального и регионального проекта «Школа эффективного управления» по проблеме многофакторный мониторинг качества образования. Проведение  на базе ММРЦ круглого стола «Направление совершенствования муниципальной системы образования в контексте стратегии  развития города Ростова-на-Дону», межрегионального совещания «Вариативные модели обучения русскому языку в полиэтническом пространстве», в раках реализации ФЦП «Русский язык на 2016-2020 годы». Организация и проведение семинаров по проблемам информатизации, управления качеством образования.

2. Областная пилотная площадка по апробации электронных форм учебников, (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 932 от 18.12.2015 г.)

Ответственные за работу площадки Третьяков Н.В, заместитель директора по УВР, Майборода Т.А., учитель  русского языка и литературы, председатель НМС лицея.  Шимкив Н.В., учитель математики, Ливанова О.А., учитель географии.

В текущем учебном году Лицей принял участие в проекте «Информационно-образовательная среда современной школьной библиотеки», инициированном объединенной издательской группой «ДРОФА-ВЕНТАНА» корпорации «Российский учебник».

У учителей появилась возможность использования дистанционных технологий для активизации взаимодействия участников образовательных отношений, повысилась профессиональная компетентность педагогов, расширился спектр используемых ИКТ в урочной и внеурочной деятельности свои профессиональные получили распространение такие формы дистанционного образовательного взаимодействия с учащимися, как консультирование, промежуточная диагностика, выполнение творческих проектов и т.д.

3. «150 культур Дона» - региональная пилотная площадка по реализации этнокультурного проекта  (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 256 от 14.04.2016 г.)

Ответственный за работу площадки Харченко О.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

С 2016 года лицей принимает участие в реализации образовательного этнокультурного проекта «150 культур Дона», который призван воспитать у детей с раннего детства уважения к культурам народов и этносов, проживающих в Ростовской области. В результате жеребьёвки  в текущем лицей стал участником  белорусской народной группы.

В рамках работы пилотной площадки лицеисты и педагоги приняли участие в следующих мероприятиях:

·        Чемпионат по этноспортивным играм в лицее;

·        Областной чемпионат этноспортивных игр 2018 белорусской  народной группы;

·        конкурс на лучший конспект интерактивного урока "Атлас национальных культур Дона";

·        Областной конкурс интерактивных уроков;

·        театральный фестиваль "Золотые зерна", было представлено6 спектаклей по белорусским народным сказкам;

·        Конкурс рисунков «Белоруссия -  страна»;

·        Фестиваль «Народов Дона дружная семья».

4. Региональный пилотный проект по здоровьесбережению (приказ Управления образования города Ростова-на-Дону № 34 от 21.01.2013 г)

Ответственный за работу площадки Гаврилова С.П., заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

МАОУ «Лицей №11» тесно сотрудничает с Региональным центром здоровьесбережения в сфере образования (РЦЗСО) и осуществляет мониторинг здоровьесберегающей деятельности по направлениям:

- медицинский мониторинг-мониторинг показателей здоровья обучающихся средствами АПК «АРМИС»: всего за 6 лет проведено 3708 обследований);

- психологический мониторинг – выполнение программы компьютеризированного мониторинга социально-психологических показателей учащихся.

- психологический мониторинг – компьютеризованный социально-психологических показателей

- педагогический мониторинг здоровьесберегающей деятельности.

В 2017 году МАОУ «Лицей № 11»  получил СЕРТИФИКАТ члена Российской сети школ здоровья I уровня «Школа, содействующая укреплению здоровья» (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «НМИЦ здоровья детей» г. Москва; №21 от 27.11.2017г)

5. «Школа – участница ФИП «Школьная лига РОСНАНО» - федеральная инновационная площадка (приказ Министерства образования и науки РФ №430 от 04.06.13 г. и протокол решения Экспертного совета АНПО «Школьная лига РОСНАНО» от 03.10.16 г.)

Ответственный за работу площадки Конин О.А., учитель физики.

С 2014 года лицей принимает активное участие в реализации федеральной образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО». В июне 2016 года лицей стал школой – участником лиги, а в октябре 2016 года получил статус Федеральной инновационной площадки «Школа участница ФИП «Школьная лига».

Основные направления реализации проекта – это повышение эффективности образовательного процесса, технологическое совершенствование механизма обучения, систематизация методик преподавания естественнонаучных дисциплин, систематизация инновационного  опыта с целью формирований единой концепции внедрения образовательных инноваций в учебный процесс.

Ежегодно Школьная лига проводит осеннюю и весеннюю сессию программы «Школа на ладони» в рамках которой обучающимся предлагается на выбор около 25 проектно-исследовательских задач.

6. Областная инновационная площадка «15 IT-школ».

Ответственный за работу площадки Пусева О.Н., учитель информатики,  заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Цели проекта:

1. Создание и развитие информационно-технологического профиля для 10-х, 11-х классов лицея в сотрудничестве с ООО «1С-Гендальф» и  ЧОУ ДПО «1С-Образование». Совместная разработка методического сопровождения образовательного процесса в части изучения ИТ-дисциплин.

2. Вовлечение обучающихся в проектную и олимпиадную деятельность по информатике и ИТ. Организация углубленного изучения программирования и ИТ-технологий.

3. Профессиональная ориентация школьников в интересах ИТ-отрасли РФ.

4. Организация информационного сопровождения выбора школьников траекторий дальнейшего обучения

В текущем учебном году были получены следующие результаты:

В рамках проекта в МАОУ «Лицей № 11»  создан 10 класс информационно-технологического профиля, в  образовательную программу которого включено изучение математики и информатики на профильном уровне, организовано обучение по программам дополнительного образования: кружок «Программирование в алгоритмах», кружок «Физика плюс», кружок «Дискретная математика».

7. Проект «УчимЗнаем – Ростовская область».

Областная пилотная площадка по проектированию и внедрению образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях

(приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №69 от 08.02.2018г., приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №126 от 28.02.2018г., приказ Управления образования города Ростова-на-Дону №УОПР - 149 от 22.03.2018г.)

Ответственный за реализацию пилотной площадки Зорина Е.С. заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания.

            Миссия лицея заключается в создании учебно-воспитательной практики полноценного образовательного пространства в условиях стационара лечебно-профилактического учреждения, в котором длительно находятся тяжелобольные дети. Важным компонентом данной работы является разработка региональной модели госпитальной педагогики и внедрение механизмов преодоления административных барьеров для её распространения в субъектах Российской Федерации. С момента открытия 14 марта 2018 года было зачислено 7 детей 1-6 классов, обучение которых ведется по индивидуальным рабочим планам с использованием электронных, дистанционных ресурсов,  здоровьесберегающих технологий и элементов смыслодидактики. Для ребят организуются тематические мероприятия, предметные консультации, занятия декоративно-прикладным, изобразительным искусством, театральная студия, литературный кружок и другие формы урочной и внеурочной деятельности.  

8. Проект «Электронная образовательная среда» - областная пилотная площадка (приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.06.2018 № 512)

            Ответственные за работу площадки Третьяков Н.В, заместитель директора по УВР, Майборода Т.А., учитель  русского языка и литературы, председатель НМС лицея.

  Понятие электронно-образовательной среды (ЭОС) включает в себя целый комплекс ресурсов и средств современного пространства образовательного учреждения, которые определяют успешность и эффективность его деятельности.

Одним из путей развития системы повышения качества образования и организации равного доступа для всех категорий обучающихся к образовательному контенту является использование ресурсов образовательных платформ, а также дистанционных форм обучения и электронных носителей УМК, электронных форм учебников (ЭФУ).

В рамках реализации деятельности пилотной площадки предполагается организация обучающих семинаров с учителями школы, использование материалов ЭОС «Русское слово» и «Российский учебник» как учителями, так и учениками лицея.

План работы в составе Школьной лиги Роснано

Творческая лаборатория

1. «Педагогическая ИКТ-компетентность учителя – необходимое условие современного образования» (Приказ № 439 от 02.07.2012г. Управление образования города Ростова-на-Дону)